Непорочный сосуд божественного логоса
Я не являюсь адвокатом города и его достопримечательностей, и всё таки, если вдруг вы решите посетить кафедральный собор Флоренции - по живой очереди и абсолютно бесплатно - не называйте его пустой коробкой.
Уже философ и публицист В.В. Розанов в своих "Итальянских впечатлениях" так пишет, посетив Флоренцию в 1901 году: "Как Duomo ярок, цветист, радостен снаружи, так внутри он меня поразил бедностью, сухостью, темнотою."
Это так и не так! Лучше сказать не бедность, а священное величие, не сухость, а сосредоточенность, не темнота, а благоговейный полумрак.⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Конечно, зелёно-бело-розовое архитектурное чудо производит невероятное впечатление на путешественника своей внешней отделкой, и по другому как прекрасным цветком в райских кущах собор Санта-Мария-дель-Фьоре не назовёшь. Попав внутрь, однако, посетитель будет сбит с толку. Из мраморной сказки вы попадёте в совершенно другое измерение. Вас несомненно поразят лаконичность, аскетизм, строгость внутреннего убранства католического храма. Не торопитесь с выводами, однако. Если этот факт воспринять отложив ваше рациональное недоумение и учитывая "эстетический климат" эпохи - вас ждут удивительнейшие открытия!
Вот лишь некоторые из них. Почему во Флоренции не полюбят готический стиль и их готика будет иметь отдельный термин - "флорентийская" (более сдержанная и "классическая")?
Почему мраморный пол изображён в виде лабиринта и украшен загадочным логотипом OPA? Почему стрелки часов, размещённых на контрофасаде движутся в обратном направлении? Почему бюсты Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Филиппо Брунеллески, Эмилио ди Фабрис - по сути строителей - находятся в главном храме города, ведь они не великомученики, не святые и даже не блаженные? Если добавить к вышеперечисленному ещё и целых два конных памятника в виде монументальных фресок, изображающих средневековых кондотьеро - по сути наёмников - ситуация становится и впрямь интересной. Почему картину на дереве 15°века называют "фотографией эпохи", и какие из семи самых страшных грехов считаются менее тяжкими? Почему усопший в 14° веке епископ Антонио д'Орсо не спит вечным сном, а "сидит вечным сном"?
Это ещё не всё!
Можно попробовать "прочесть" строгость внутреннего интерьера главного храма флорентийцев в иконологическом ключе: как цветущий фасад - это символ Богоматери, так внутренности храма - это её чрево. НЕПОРОЧНЫЙ СОСУД ДЛЯ БОЖЕСТВЕННОГО ЛОГОСА.
"Эстетический климат" эпохи может быть подробно объяснён, иконологическая трактовка - охарактеризована. Что касается эмоционального содержания, так называемую атмосферу, рассказать не под силу, её можно только пережить на собственном опыте.
Бронируйте экскурсию "Дивная красота. Церкви Флоренции" заранее❤️
⠀⠀